Наследники Нивы

Наследники «Нивы».

В последние годы в России большой популярностью пользуются полноприводные машины универсального назначения, или проще говоря, паркетные внедорожники. Их неоспоримое достоинство – четыре ведущих колеса, которые дают более рациональное распределение тяги, большой запас устойчивости при прохождении поворотов и увеличение сцепления на дорогах с плохим покрытием. Эти машины можно смело назвать автомобилями будущего.

Наследники «Нивы».

В последние годы в России большой популярностью пользуются полноприводные машины универсального назначения, или проще говоря, паркетные внедорожники. Их неоспоримое достоинство – четыре ведущих колеса, которые дают более рациональное распределение тяги, большой запас устойчивости при прохождении поворотов и увеличение сцепления на дорогах с плохим покрытием. Эти машины можно смело назвать автомобилями будущего.

Казарменные замашки.

Стать полноприводными все авто в мире не могут не только по техническим, но
1000
и по ценовым соображениям.

Но все же цена на них, потребление топлива и различные показатели динамики со временем перестают отпугивать покупателей. Логика подсказывает: что 4 лучше, чем 2 независимо от того, какой привод у автомобиля – задний или передний. Остается побороть недостатки полноприводных машин.

В давние времена офицеров учили не только маршировать, скакать верхом и драться. Не менее важным в программе обучения считались языки, манеры, танцы. И в классических джипах просвечивали замашки ускоренных офицерских курсов периода Второй мировой, когда было не до мазурок и этикета. Джип так и не смог до конца искоренить свои казарменные замашки: «дистанция огромного размера», словами Грибоедова, оказалась непреодолимой. Эта жестяная лонжеронная рама, массивная балка заднего моста, подвешенная на листовых рессорах. Высокий центр тяжести и неизбежные при этом сильные крены на поворотах. Не раз пробовали решить вопрос комфортабельности установкой на внешнее шасси кузова от легкового автомобиля. Известны, например, удачные отечественные конструкции ГАЗ-М72 и «Москвич 410». Однако, производство таких автомобилей по самым разным причинам себя не оправдывало. Как часто бывает, верное решение нужно было искать в другом направлении.

Русский путь.

«Ниву» — легендарный русский вездеход — Волжский автозавод выпускает с 1977 года в практически неизменном виде. Это достаточный срок для извлечения выводов конкурентам из явления первого российского паркетного внедорожника. И сегодня на рынке предлагаются машины, наделенные главными чертами «Нивы» — компактностью, несущим кузовом и постоянным приводом на все четыре колеса. «Нива» же (если это имя вообще останется за моделью ВАЗ-2123, которую будут выпускать под маркой Chevrolet) не только не сохранила преемственности дизайна, но и «расползлась» в длину, что моментально перечеркнуло её былые внедорожные способности. Примерном упущенных ВАЗом возможностей можно назвать зависимую заднюю подвеску новой «Нивы», хотя в большинстве её потенциальных конкурентов используется независимая. Причем вариант с независимой задней подвеской испытывался на одном из экспериментальных вариантов «Нивы» в 80-е годы. Да так никуда и не пошел. Ни передней подвески «Мак-Ферсон», ни современного реечного рулевого механизма также не появилось на новой «Ниве».

Однако, появление ВАЗ-2121 не стоит расценивать как подарок судьбы. Вездеход по наитию. Чересчур малы были у агрегатов, на которых её создали, резервы для работы с четырьмя колесами. Это не иначе как плод извечного инженерного любопытства, ставший одним из самых гениальных изобретений второй половины двадцатого века в области автомобилестроения.

Как его назвать?

А можно ли назвать ВАЗ-2121 «паркетным» внедорожником? Всякий раз, когда европейские эксперты сравнивали «Ниву» с аналогами, то обнаруживали, что русская старушка превосходит их по проходимости. Правильно ли всякий внедорожник небольшого размера автоматически зачислять в «паркетные»? Нет, конечно. Можно привести немало примеров небольших машин, исправно служащих в армии. Какой уж там «паркет»! Очевидно, что приметами героя нашего материала будут комфортабельный кузов, отсутствие рамы (машина не приспособлена под экстремальную нагрузку, рама не нужна), «легковая» подвеска, постоянный привод на все колеса, причем зачастую – без понижающих передач. Но такой автомобиль автоматом выпадает из выбранного нами определения «паркетника».

Какое все же название выбрать для расширяющегося класса небольших полноприводных автомобилей? Вариантов немало: джип, внедорожник, вездеход. Автомобильные эксперты увлеченно спорят: если назвать внедорожником, значит, основное назначение машины – ездить вне дорог. Значит, правильно будет «вседорожник», автомобиль способный ездить и по грунтовке, и по бетонке, и по шоссе. Джип? «Нет-нет, нельзя все такие машины именовать джипами!» — уверяют ревнители авторских прав. Марка Jeep принадлежит корпорации DiamlerChrysler, и только ее полноприводные автомобили могут так называться. «Хорошо, — парируют сторонники
1000
чистоты русского языка, — все эти слова отсутствуют в словаре, почему не выбрать милое нашему уху доморощенное «вездеход»?

Если все же говорить серьезно, отсутствие устоявшегося понятия свидетельствует о том, что данный класс автомобиля продолжает интенсивно развиваться и окончательное его формирование далеко не завершено.

Игроки.

Сегодня на автомобильном рынке продается более полумиллиона различных внедорожников от самых маленьких, как Suzuki Jimny, до гигантов Ford Expedition.

Причем доля «паркетников» в их числе с каждым годом увеличивается. Это легко объясняется поднятием цен на топливо и строительством более качественных дорог, что делает неактуальными мощные вездеходы. Кстати, доля полноприводных авто в разных странах зависит и от природных условий. Так, традиционно высокий процент этих машин в государствах со сложнопересеченной местностью – Швейцарии (7%), Австралии (6%), Германии, Греции и Люксембурге (по 5%), Великобритании (4%). Климат в горных районах этих стран делает внедорожник порой единственно возможным видом легкового автомобиля.

Итак, из чего сегодня можно выбирать? Немецкая фирма Audi предлагает модель Allroad – достаточно крупную (длина 4810 мм, снаряженная масса – от 1795 кг), поскольку она создана на основе универсала Audi A6 Avant. Характерные особенность Allroad – изменяемый в зависимости от дорожных условий клиренс (диапазон внушительный – от 140 до 210 мм), независимая подвеска колес на пневмобаллонах, центральный самоблокирующийся дифференциал.

С этой машиной соперничает BMW X5 (длина – 4665 мм, снаряженная масса – от 1990 кг).

загрузка…

Машина выпускается в США, как и её прямой аналог – Mercedes Benz M-Class. Интересно, что по поводу обеих конструкций как раз и происходят наиболее жаркие споры – «паркетники» они или нет? В частности, BMW для своей машины придумала слово «вседорожник». По своим внедорожными возможностям эти машины могут поспорить с иными джипами. Кстати, BMW готовит сейчас более «легкомысленную» модель, условно называемую X3, стопроцентный «паркетник».

Daihatsu Terios – классический японский «малыш» (его длина – 3845 мм, снаряженная масса – от 1045 кг). Автомобиль к тому же непривычно узкий: 1555 мм (против 1680 у «Нивы»), что могло бы стать существенным недостатком для серьезного джипа, однако для машины по большей части живущей в городе, легко оборачивается преимуществом. Кстати, сзади у машины – зависимая подвеска.

У компании Ford недавно появился внедорожник Escape/Maverick (он же Mazda Tribute), имеющий несущий кузов, независимую подвеску, автоматический подключаемый привод на заднюю ось. Словом, этот автомобиль по всем критериям попадает под определение «паркетного». Его длина – 4395 мм, снаряженная масса – от 1470 кг. Будь у него рама, весил бы он на 200 кг больше. Компания Honda предлагает на нашем рынке сразу два «паркетника», и оба весьма популярны. Модель HR-V в трехдверном варианте имеет длину 4010 мм и снаряженную массу от 1180 кг, а в пятидверном – 4110 мм и 1250 кг соответственно. Причем этот автомобиль предлагается и в чисто переднеприводном варианте. Вторая модель – CR-V – продается в России вот уже пять лет. Она бывает только пятидверной и только полноприводной, с автоматическим подключением задних колес в случае пробуксировки передних. Ее длина – 4520 мм, снаряженная масса – 1490 кг.

Перспективная новинка на рынке прогулочных внедорожников (вот вам еще одно определение) — Hyundai Santa Fe, выпускаемая в США корейская машина, в разработке трансмиссии которой принимала участие австрийская компания SteyrPuch. При длине 4500 мм и снаряженной массе 1675 кг она является серьезным соперником Ford Maverick. Только стоит дешевле. Кстати, о ценах. Все полноприводные модификации примерно
1000
на 30% (и выше) дороже аналогичных моноприводных моделей.

Корпорация DaimlerChrysler не отстает от своих конкурентов и подготовила новый Jeep Cherokee/Liberty. У нее есть понижающий ряд в коробке передач. В то же время это достаточно компактная (длина – 4355 мм), легкая (снаряженная масса – от 1675 кг) и динамичная (170 км/ч) машина.

Land Rover Freelander, например, также привычно зачисляют в интересующую нас категорию, но он имеет демультипликатор в трансмиссии. Этот автомобиль может быть трехдверным (с открытым и закрытым кузовом) и пятидверным. В обоих случаях длина машины одинакова – 4380 мм, а следовательно, масса варьируется незначительно, начиная от 1425 кг. На её платформе BWM планировала создать X3, однако после того, как Land Rover перешел к корпорации Ford, баварцам пришлось искать другие варианты.

Один из самых модных в России «паркетников» — Lexus RX3000 (он же Toyota). Это воплощение японских технологий: сложная многорычажная подвеска, двигатель с многоступенчатым управлением рабочим циклом, наконец, безупречный дизайн, ловко обыгравший стиль самых популярных европейских и американских внедорожников. Длина машины – 4580 мм, снаряженная масса – от 1815 кг.

Mitsubishi. Как можно представить мир внедорожников без Pajero? Семейство «малышей» Pajero Mini/Junior/Pinin – типичные продвинутые «паркетники», в том смысле, что их можно назвать прямыми аналогами «Нивы». Несущий кузов, компактные размеры, зависимая задняя подвеска, понижающий ряд. Pajero Mini в Европу не поставляется, эта машина длиной 3395 мм попадает под самый льготный японский налог. Европейская версия и производится в Европе – это модель Pajero Pinin. Её выпускают в Италии на заводе Pininfarina. У этой машины есть вариант, оснащаемый бензиновым мотором с непосредственным впрыском (GDI) – козырной картой фирмы.

Nissan пресек все споры вокруг «паркетников», выпустив модель X-Trail (длина – 4445 мм, снаряженная масса – от 1340 кг). Трансмиссия этой машины перераспределяет крутящий момент между передними и задними колесами или же фиксирует его в пропорции 57/43%. Передав управление тягой электронике, создатели машины значительно облегчили её управление.

Наш обзор не был полным без Subaru Forester: этот комфортабельный автомобиль с оппозитным мотором вот уже четвертый год продается в нашей стране, и прекрасно себя зарекомендовал. И конечно, нельзя обойти вниманием Toyota RAV-4. В прошлом году дебютировало второе поколение этого автомобиля. Машина выпускается как в трехдверной, так и в пятидверной версиях и так же с полным правом может считаться наследницей «Нивы».

Мы не случайно так часто упоминали в нашем обзоре «Ниву»: эта модель оказала серьезное влияние на развитие внедорожников, в первую очередь японских, тяготеющих к небольшим размерам. Выбирая по автосалонам себе подобный автомобиль, вы можете наглядно представить себе упущенные ВАЗом возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *