Тюнинг и закон

Тюнинг и закон

Итак,
тюнинг — это переделка и дооборудование автомобиля. У владельца автомобиля возникает логичный вопрос: не будет ли у ГИБДД к нему каких-либо претензий в связи с эксплуатацией переделанного автомобиля и насколько может осложниться прохождение государственного технического осмотра.

Тюнинг и закон

Итак,
тюнинг — это переделка и дооборудование автомобиля. У владельца автомобиля возникает логичный вопрос: не будет ли у ГИБДД к нему каких-либо претензий в связи с эксплуатацией переделанного автомобиля и насколько может осложниться прохождение государственного технического осмотра.

Казалось бы,
тюнинг есть всего лишь частичное изменение некоторых параметров автомобиля (например, увеличение мощности двигателя и максимальной скорости, улучшение тормозной динамики).

Порой эти изменения косвенны, скажем, при установке на автомобиль легкосплавных колес его максимальная скорость возрастает, но очень незначительно. А иногда ходовые качества автомобиля и вовсе остаются неизменными, но «кожаный» салон, мощная аудиосистема и дополнительные световые приборы вполне заслуживают названия «
тюнинг».

Однако попробуем взглянуть на автомобиль не как на набор-конструктор, а как нечто целое, единое, как на совокупность тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом деталей, узлов, агрегатов. И станет ясно, что ни одна новая деталь, ни один элемент не могут быть установлены независимо, сами по себе — они обязательно затронут конструкцию. Затронет ли появление на автомобиле автомагнитолы какие-либо его эксплуатационные параметры? На первый взгляд, вроде бы, нет. Но вспомним, что всякий потребитель электроэнергии перетягивает на себя часть мощности двигателя, пусть небольшую. И этой «капли» в критический момент может не хватить… Другой пример — обивка деталей салона кожей. Казалось бы, еще безобиднее, чем магнитола — ан нет! «Кожаный» руль и рукоятка рычага переключения передач оказываются для руки водителя хоть на некоторое время, но другими, новыми, незнакомыми — а значит, небезопасными: вспомните свои первые поездки, привыкание к органам управления!

Не будет преувеличением сказать, что все без исключения детали и элементы нового автомобиля перед его выходом на дорогу тщательно проверяются конструкторами на безопасность. Ту же магнитолу проектировщики салона стараются расположить так, чтобы управлять ею можно было, не отрывая взгляда от дороги, не переключая внимания. Обивку сидений стараются не делать слишком скользкой, чтобы при резком торможении водитель или пассажир не сместились вперед. Перечень можно продолжать и продолжать. И становится ясно, что даже самый мелкий и незначительный тюнинг может оказаться вовсе не безобидным.

Конечно, конструкторы учитывают и степень важности тех или иных элементов автомобиля. Так, снижением максимальной скорости автомобиля при включенной на полную громкость аудиосистеме можно пренебречь — в конце концов, водитель развивает «максималку» далеко не каждый день, да и негде у нас особенно ее развивать… Поэтому мощность возможной для установки на автомобиль аудиосистемы никто и нигде не оговаривает: мерилом служат лишь собственные уши да мощность генератора. Переборщите — магнитола при включении будет в буквальном смысле глушить двигатель, но не более того. На безопасность автомобиля она может повлиять разве что косвенно, например, отвлечь внимание водителя в сложной ситуации.

Другое дело — установка нестандартных деталей ходовой части, световых приборов, кузовных
1000
элементов. И здесь тюнингисту нелишне заглянуть в обязательное приложение к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Этот перечень невелик, однако некоторые возможности тюнинга он все же ограничивает.

загрузка…

Скажем, под запретом может оказаться спортивное сиденье, не оснащенное механизмами регулировки положения. Или излишне интенсивная тонировка стекол. Или задний бампер, из-за которого пришлось переместить и лишить освещения регистрационный знак автомобиля. «Благодаря» перенастройке системы питания может увеличиться содержание вредных веществ в отработавших газах — тоже непорядок. Наиболее же строго соответствующие органы контролируют состояние рулевого управления и тормозной системы, не допуская вмешательства в них. О каких же тормозных дисках увеличенного диаметра, задних тормозных механизмах дискового типа или роскошной деревянной «баранке» может идти речь?

Доморощенному тюнингисту придется обратиться в местное подразделение ГИБДД с заявлением, в котором следует подробно описать предполагаемые изменения в конструкции автомобиля. По результатам рассмотрения заявления ГИБДД примет решение, в котором укажет порядок и условия оформления и выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. Иногда для его получения требуется заключение специалистов о возможности и порядке внесения предполагаемых изменений в конструкцию. При значительном объеме или большой сложности работ к заключению прилагается техническая документация.

После выполнения работ владелец автомобиля составляет заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ и представляет автомобиль для проверки на станцию государственного технического осмотра ГИБДД или пункт технического осмотра. Диагностическая карта с результатами проверки и другие необходимые документы собственник автомобиля предоставляет в подразделение ГИБДД, которое, изучив их, выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. В этом случае в регистрационные документы автомобиля вносятся отметки о внесенных изменениях, и в дальнейшем проблем с эксплуатацией и прохождением технического осмотра у автовладельца не возникнет.

Однако положительного решения ГИБДД может и не принять, и в этом случае от внесенных (или предполагаемых) изменений конструкции автомобиля владельцу лучше отказаться, так как эксплуатация переделанного автомобиля при отсутствии разрешения ГИБДД на внесение в конструкцию изменений является нарушением Правил дорожного движения РФ. А в соответствии с пунктом 1.6. Правил дорожного движения, лица, нарушившие Правила, несут ответственность как за правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). Так, первая часть статьи 12.5 КоАП в качестве наказания за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортных средств запрещена, за исключением заведомых неисправностей тормозной системы (кроме стояночного тормоза), рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда), предусматривает предупреждение или штраф в размере одной второй МРОТ (минимальный размер оплаты труда, который для расчета штрафов приравнен к 100 руб.). Такое же наказание предусматривается и статьей 12.1 за управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра. А тюнинговый автомобиль вряд ли пройдет техосмотр, если изменения в его конструкцию внесены без согласования с ГИБДД.

Вопросы регистрации изменений в конструкции автомобиля, естественн
1000
о, не касаются тех, кто доверяет тюнинг специализированным фирмам-ателье. Как правило, работы, выполняемые в них, и устанавливаемое ими оборудование уже прошли сертификационные испытания, что подтверждено документами.

Итак, тюнинг не следует рассматривать как бескрайнее поле для самодеятельности автовладельцев. С другой стороны, несправедливо подозревать контролирующие органы в желании запретить улучшение автомобилей: что не запрещено, то разрешено, а если все же запрещено — то на разумных основаниях.