Одним из самых важных элементов в тюнинге автомобиля является его шумоизоляция. И если вы не хотите что бы вместо баса сабвуфера вас мучил бас глушителя, или вместо высокочастотных динамиков доставал рев мотора, то придется бороться с шумом. А для того что бы наиболее эффективно бороться с
1000
чем-либо, надо лучше понять, что из себя такое оно представляет. Поступим также и с автомобильным шумом. Что же сильнее всего шумит в нашем автомобиле. В первую очередь это элементы кузова, дребезжащие от набегающего на них потока воздуха и выбоин на дороге. Впрочем, движущие агрегаты тоже не такие тихие, как этого хотелось бы, да и багажник выполняет роль тамтама на колесах. Причем спектр звуков намного шире, чем может дать любая даже самая хорошая акустика, и с лихвой покрывает тот самый коридор от 20 до 20 000 Гц. Можно сказать, что особенности появления шумов в каждом конкретном автомобиле и их свойства, всегда разные. Поэтому и создание полномасштабной защиты от шума, больше удел серьёзных НИИ находящихся на обеспечении автоконцернов. Ведь изучить все, что может происходить в тарахтящем кузове автомобиля, это почти то же самое что придумать новую форму для крыла самолета гиганта. Дело в том, что на шумовые характеристики автомобиля, влияет не столько материал кузова, сколько испытания, которые на него обрушатся в виде неровностей дороги и плохо отлаженного агрегата. Но мы конечно лабораторий с дорогостоящим оборудование не имеем, поэтому будем бороться с нашим заклятым и неуловимым врагом – шумом, при помощи подручных материалов. Среди этих самых подручных материалов можно отметить три основных вида. Это шумопоглотители, шумоизоляторы и вибродемпферы.
Одним из самых важных элементов в тюнинге автомобиля
1000
span> является его шумоизоляция. И если вы не хотите что бы вместо баса сабвуфера вас мучил бас глушителя, или вместо высокочастотных динамиков доставал рев мотора, то придется бороться с шумом. А для того что бы наиболее эффективно бороться с чем-либо, надо лучше понять, что из себя такое оно представляет. Поступим также и с автомобильным шумом. Что же сильнее всего шумит в нашем автомобиле. В первую очередь это элементы кузова, дребезжащие от набегающего на них потока воздуха и выбоин на дороге. Впрочем, движущие агрегаты тоже не такие тихие, как этого хотелось бы, да и багажник выполняет роль тамтама на колесах. Причем спектр звуков намного шире, чем может дать любая даже самая хорошая акустика, и с лихвой покрывает тот самый коридор от 20 до 20 000 Гц. Можно сказать, что особенности появления шумов в каждом конкретном автомобиле и их свойства, всегда разные. Поэтому и создание полномасштабной защиты от шума, больше удел серьёзных НИИ находящихся на обеспечении автоконцернов. Ведь изучить все, что может происходить в тарахтящем кузове автомобиля, это почти то же самое что придумать новую форму для крыла самолета гиганта. Дело в том, что на шумовые характеристики автомобиля, влияет не столько материал кузова, сколько испытания, которые на него обрушатся в виде неровностей дороги и плохо отлаженного агрегата. Но мы конечно лабораторий с дорогостоящим оборудование не имеем, поэтому будем бороться с нашим заклятым и неуловимым врагом – шумом, при помощи подручных материалов. Среди этих самых подручных материалов можно отметить три основных вида. Это шумопоглотители, шумоизоляторы и вибродемпферы.
Шумопоглотители
Внешне, материалы шумопоглотители похожи на поролон с мелкими ячейками. Однако в отличие от поролона, чьи ячейки выстроены в ряд, у шумопоглотителей, ячейки помимо того что имеют одинаковые размеры, они расположены в структуре хаотичным порядком. Таким образом, весь шум не проходит сквозь материал по прямой лини, а теряется в бесконечных и путаных линиях шумопоглощающего материала, и там «хорониться». Разумеется, чем толщина шумопоглотителя больше, тем лучше и результат. Шумопоглощающий материал обычно имеет покрытие из звуконепроницаемой пленки. Которая кроме того, что не дает звуковым волнам запросто пройти через неё, возвращая последние опять в недра шумопоглотителя, ещё и защищает шумпоглотитель от влаги, машинного масла, а также всяческой пыли и грязи, которая значительно может снизить эффективность материала, забив собой шумопоглощающие поры. Пленку звукоизолятор изготавливают из такого материала как лавсан. Причем лавсан используется с особыми химическими свойствами и имеет серебристый цвет, которые многие путают с алюминиевой фольгой. Клеится такая пленка, не просто так, а к примеру, точечным или паутинным способом, что бы клей, не мешал звукопроводимости во внутрь шумопоглотителя.
Мест куда можно поставить шумпоглотитель довольно много, начиная с изнаночной стороны капота (что довольно хорошо оценили тюнеры наших ВАЗов) и заканчивая дверьми, вернее их внутренним панелями. Последнее, весьма положительным образом влияет на снижения уровня блуждающих волн внутри салона автомобиля, а это в свою очередь, очень хорошо отразится на качестве воспроизведения динамиков инсталлированных в дверях. Иногда, кроме одного шумопоглотителя ещё используют и вибродемпфер по сторонам. Создавая таким образом, своеобразный сэндвич из шумопоглощающих материалов. Хорошая звукоизоляция не только наполовину снизит шум в салоне автомобиля, но и будет служить в роли антикоррозионной защиты кузова, так как имеет довольно неплохие адгезионные свойства.
Гашение колебаний за счёт вибродемпфера основывается в первую очередь на том, что данный материал просто-напросто утяжеляет обработанную поверхность, которая из-за этого и вибрирует меньше. При этом сам материал имеет такую структуру, которая превращает впитанную вибрацию в обычное тепло. Так что звук в таком материале, как бы увязает как муха в сиропе. Сами же материалы вибродемпферы, в отличие от своих коллег шупопоглотителей, гасят в первую очередь низкочастотные шумы до 0,5 Кгц. КПД подобного материала зависит от структуры и компонентного состава. Наиболее популярны среди вибродемпферов, это композиты на основе битумно-полимерных композитов с секретными (у каждой фирмы свой секрет) наполнителями. При монтаже вибродемпефера, стоит помнить что поверхности на которые вы будете клеить, должны быть обезжирены и не иметь покрытие из антикора. Кстати, состав того же клея, которых защищен пленкой на простых наклейках, также засекречен и у каждой фирмы он может быть разным. Поэтому перед приклеиванием внимательно прочтите инструкцию к используемому материалу. Правда иногда ещё и используется и термоадгезивный клей, проявляющий свои клейкие свойства при нагревании. Впрочем, каким бы образом не клеился вибродемпфер, без тепловентилятора или строительного фена (лучший вариант) тут не обойтись по любому. Ведь материал надо размягчить перед укладкой для того, что бы он не образовывал пустот и очень плотно прилегал к поверхности. Как и у шумопоглотителей, у вибродемпфера на лицевой стороне находится пленка из особой бумаги, ламината или, например фольги. Такое покрытие не только предохранит основу материала от воздействия влаги, грязи или агрессивных химических элементов, но и может служить дополнительным звукоизоляторомотражателем. Конечно исходя из названия можно понять, что применяется данная группа материалов в тех местах кузова, где существуют повышенная вибрация. К примеру, в месте раздела салона и двигательного отсека, или тех же панелей дверей и крыши салона. Стоит помнить, что один и тот же шумоустраняющий материал везде в автомобиле не пройдет, поэтому придется подбирать, что и где лучше подойдет. Да и с «дозировкой» тоже надо знать меру. Например, если шумоустраняющий материал на потолке салона будет очень тяжелый, то в конце концов, он просто обвиснет вам на голову. Чрезмерная толщина выбранного вибродемпфера может помешать обратной сборке элементов салона. Именно для правильного подбора необходимых в том или ином случае вибродемпферов, их производители выпускают очень широкий спектр материалов, отличающихся как по толщине, так и по составу. От состава материала зависит и то, насколько он будет легким или тяжелым, и как хорошо он будет переносить высокие температуры. Ведь под капотом намного жарче, чем, например в салоне.
К сожалению, такие материалы как звукоизоляторы, при шумоустранении в автомобилях вряд ли нам помогут. Так как их нормальное функционирование возможно только при монтаже исключающем хотя бы малейшие щели. Но и с двумя вышеперечисленными материалами, можно довольно неплохо справиться. Единственные звуки, с которыми пока ещё очень сложно бороться, это инфразвуки. Несмотря на свою незаметность (они ниже порога слышимости человека) они представляют серьёзную опасность для здоровья, как водителя, так и пассажиров. Чего только стоит хроническая усталость, появляющаяся как только заведется двигатель автомобиля. Весь секрет в том, что инфразвуки, чья верхняя планка находится где-то в районе 16 Гц, совпадают с естественными ритмами человеческого организма и могут приводить его к дисбалансу.
Добавить комментарий