Сабвуфер в классику

Сабвуфер.
Сабвуфер в классику.

Нормальная звуковая система в автомобиле марки «Жигули» — вещь настолько редкая, что все те энтузиасты, которым хочется слушать нормальную музыку в своей любимой «копейке», вынуждены действовать при установке аудиокомпонентов практически вслепую, методом проб и ошибок. Я не стал исключением. Правда, в своей работе я опирался на опыт Алекса, готовящего свой ВАЗ
1000
2107 к конкурсу «Блюзмобиль», но многие решения пришлось додумывать самому.

Начал я, по старой русской традиции, с самого конца, то есть приобрел в магазине голову Sony CDX-M850MP (я не великий знаток, мне просто нравится серия Sony Xplod), пятиканальный усилитель Ultimate T3 5600 и пассивный сабвуфер Ultimate TS124 (30 см).

 

Сабвуфер.
Сабвуфер в классику.

Нормальная звуковая система в автомобиле марки «Жигули» — вещь настолько редкая, что все те энтузиасты, которым хочется слушать нормальную музыку в своей любимой «копейке», вынуждены действовать при установке аудиокомпонентов практически вслепую, методом проб и ошибок. Я не стал исключением. Правда, в своей работе я опирался на опыт Алекса, готовящего свой ВА
1000
З 2107 к конкурсу «Блюзмобиль», но многие решения пришлось додумывать самому.

Начал я, по старой русской традиции, с самого конца, то есть приобрел в магазине голову Sony CDX-M850MP (я не великий знаток, мне просто нравится серия Sony Xplod), пятиканальный усилитель Ultimate T3 5600 и пассивный сабвуфер Ultimate TS124 (30 см).

Изначально было понятно, что ставить корпусной саб в классике просто некуда, поэтому настало время серьезно вмешаться в устройство кузова. Изучив горький опыт людей, решающих проблемы по частям, я наметил следующий фронт работ: замена чахлой задней полки из оргалита на массивную фанерную; установка фанерной перегородки между салоном и багажником; сооружение и установка собственно сабвуфера. На все операции я отвел себе два выходных дня, которых, как потом выяснилось, слегка не хватило. Зато я провел немаленькие подготовительные работы, начиная с покупки двух типов фанеры (10 и 18 мм) и заканчивая добычей электролобзика.

Итак, начал я с демонтажа старых перегородок и проведения точных замеров. Кстати, попутно выяснилось, что понятия «точные замеры» для ВАЗа не существует. Просто удивительно, как такая квадратная с виду машина может оказаться такой кривой изнутри! Место под корпус саба было выбрано единственно возможное — за спинкой заднего сиденья, ограниченное по ширине опорами пружин, по высоте — точно между полкой и тоннелем заднего моста, и по глубине — спинкой сиденья и ступенькой багажника. Последующие рассчеты показали, что короб получился объемом 25 литров — точно столько, сколько рекомендовано в документации на динамик для закрытого корпуса. Удалив все кусочки оргалита, прокладочки из войлока и хлам из багажника, я наконец добрался рулеткой до измеряемых плоскостей, и приступил к сборке ящика. Следует отметить, что, даже если руки у вас не трясутся, то все равно сделать электролобзиком идеально точный пропил в 18-мм фанере вам не удастся ни за что. В связи с этим я заранее обзавелся силиконовым герметиком, которым промазывал все стыки ящика перед сборкой на саморезы. Чтобы не расколоть фанеру, под каждый 40-мм саморез заранее сверлилась дырочка. Под конец сборки всплыла оригинальная геометрическая задачка: как в корпус высотой 330 мм, включая толщину стенок 36 мм, смонтировать динамик диаметром 307 мм? Благо стенки были взяты с запасом, я решил немного подфрезировать их в местах прилегания динамика, и это решило проблему. Я не увлекался и снял с обоих стенок не более 5 мм.

Когда ящик был готов, пришло время стендовых испытаний. Для проформы я все же попытался его просто взять и установить, но, естественно, с первого раза у меня это не получилось и получиться не могло. Дело в том, что, будучи ограничен размерами динамика, я взял для ящика максимально возможную высоту между тоннелем и полкой, несмотря на выступающие неровности в полу (под ними полости, позволяющие добраться до гаек задних амор
1000
тизаторов), и на ребра жесткости задней полки. Именно эта операция заставила меня произнести максимум матерных слов в течении всего процесса работы. В моем распоряжении были зубило с молотком, дрель, болгарка и электролобзик с пилками по металлу, но против меня насперть стоял отечественный автопром, решивший всеми силами отстоять маленький кусочек формованного металла, держащийся на чахлой арматуре. Гурманам рекомендую попробовать высверлить точечную сварку, лежа на спине в багажнике и упираясь всеми местами организма во что-то угловатое и острое. Наконец, ребро поддалось и отвалилось. Арматурину, стоящую вертикально за спинкой заднего сиделья, я, посмеиваясь, отрезал и отломал за несколько минут. После этого дно ящика было подправлено фрезой до полного совпадения с рельефом пола, и ящик свободно встал на свое место.

Вторым этапом было изготовление перегородки между салоном и багажником. Воспользовавшись картонным шаблоном, я изготовил её сравнительно легко.

загрузка…

Значительно больше геморроя доставило отверстие под динамик саба и прокладка между корпусом саба и перегородкой. Все пришлось делать практически на глаз, соответственно, приходилось часто делать примерки и вносить коррективы. По окончании этой работы саб был намертво прикручен к перегородке 60 мм саморезами, все сочленения густо промазаны герметиком. Получилось очень прочно.

Финалом стало изготовление полки, у которой появилась еще одна функциональная нагрузка, помимо удерживания динамиков-овалов — эта полка должна была зафиксировать корпус саба и не позволить прилекающей к нему арматуре издавать какие-либо звуки. Изготовленная полка представляла из себя причудливый бутерброд из 2-х листов 10 мм фанеры и вставок-опор. Никогда в жизни я не соглашусь на повторение этой работы! Прежде чем полка была признана годной к эксплуатации, она прошла не менее 20 примерок! Не меньше усилий потвебовало выпиливание в арматуре отверстий под магниты динамиков (их пришлось немного сместить из-за ящика сабвуфера, слегка заехавшего на их территорию). Арматура пилилась великолепно, но и лобзику, и болгарке страшно мешало заднее стекло. Я уже подумывал о том, не снять ли мне его, но предпочел согнуться буквой Z и выпилить остатки со стороны багажника (а ростом я, кстати, 180 см 🙂 Операции по сборке конструкции я производил при свете переноски поздно вечером в воскресенье, поэтому обивку полки и корпуса саба и установку и подключение усилителя пришлось перенести на следующие выходные.

Следующие выходные наступили — ура! Бесполезный ящик в ближайшем будущем должен превратиться по замыслу творца в грозный бум-бокс! Беда подкралась оттуда, откуда никто ее не ждал — выходные оказались сопряжены со страшным праздником 8 марта! Естественно, это наложило свой отпеч
1000
аток на проведенные работы 🙂 И, к сожалению, пришлось делать фотографии проведенных работ post factum.

Начал я в прямом смысле от печки — демонтировал «голову» и попробовал, встанет ли она на свое место в торпеде со вставленными в попу НЕМАЛЕНЬКИМИ колокольчиками от межблочных проводов ProfiGold. Повезло — Г-образные колокольчики подошли в самый притык. Чтобы полностью закончить установку спереди и продолжить укладку всех проводов в салоне и в багажнике, я сразу же привернул провод питания к плюсовой клемме, смонтировал корпус предохранителя и через заранее просверленную дырочку проложил кабель питания в салон.

С этого момента и до самого конца работ я чувствовал себя одновременно цирковых акробатом и гинекологом. Прошу отметить, что 8-го марта в Питере еще довольно холодно (около 0), и провода в пластиковой изоляции «дубеют» и гнутся с трудом. На 5-и канальный усилитель требовалось проложить три пары межблочных проводов, питание, управляющий провод от «головы» и 4 аккустических провода с колонок. Это ОЧЕНЬ внушительная связка. По отрывочным фоткам можно установить, что найти подходящие каналы для проводки оказалось очень непросто. Когда прокладка была закончена, я скрепил бондажем излишки проводов и приступил к подключению всего этого хозяйства к усилителю. Сам усилитель был повешен на саморезы к задней стенке корпуса саба, так и не обшитого пока никаким материалом. Я собираюсь устранить эту досадную недоделку, заодно обив ковралинчиком весь багажник — мне кажется, будет поуютнее. Что из этого получилось — на фотках.

Итак, аккустическая система класса «Бум-Птынц» установлена — пришло время попробовать ее в работе. Как ни странно, в процессе установки я ничего не сломал, и заработала система нормально. Сабвуфер, раскачавшись после нагрева усилка, начал бряцать всеми инструментами и прочими железками, забытыми мною в машине в процессе установки — пришлось все быстренько убрать, прогреть салон и приступить к настройке. Признаюсь честно — производил я ее на слух (слышал я, что правильные аудиофилы делают это так же, но сверяясь с хитрой аппаратурой, ну дык не аудиофил же я :). В целом, полученный результат компенсировал мне все геморрои установки и заставил искренне порадоваться. По крайней мере, даже на неподготовленный слух заметна разница между штатным усилителем «головы» и собранной мною схемой, а, как следует прислушавшись, я уловил и нечто большее — в моей любимой музыке появились звуки, которых я раньше не улавливал, появилась объемность. Короче, езжу и наслаждаюсь. Чего и вам желаю!